Меню
12+

ЧАСТВЭСТ.РФ

13.11.2020 10:11 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

МОЖНО ЛИ «ЗАРЫЧАТЬ» В 15?

Автор: Марина Дорофеева

В Центре развития ребенка Елена Кузнецова провела открытое занятие для родителей.

Речь так же, как и внешность, влияет на восприятие нас окружающими. Поэтому каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил правильно и красиво. Но все ли проблемы можно заметить без специального образования? А если дефект речи очевиден, то как его исправить?

О развитии речи детей рассказывает опытный логопед-дефектолог Елена Кузнецова.

Елена Васильевна живет в Частых. После окончания Свердловского пединститута в 1984 году устроилась работать в детский сад № 2, где благодаря заведующей С.А. Соломенниковой удалось организовать речевые группы. Затем более 10 лет работала логопедом при Частинской средней школе. А закончила трудовую деятельность 5 лет назад учителем-логопедом в Центре развития ребенка.

Речь так же, как и внешность, влияет на восприятие нас окружающими. Поэтому каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил правильно и красиво. Но все ли проблемы можно заметить без специального образования? А если дефект речи очевиден, то как его исправить?

О развитии речи детей рассказывает опытный логопед-дефектолог Елена Кузнецова.

Елена Васильевна живет в Частых. После окончания Свердловского пединститута в 1984 году устроилась работать в детский сад № 2, где благодаря заведующей С.А. Соломенниковой удалось организовать речевые группы. Затем более 10 лет работала логопедом при Частинской средней школе. А закончила трудовую деятельность 5 лет назад учителем-логопедом в Центре развития ребенка.

- Елена Васильевна, профессия педагог-дефектолог чем-то отличается от учителя-логопеда?

- Учитель-логопед работает с детьми, имеющими речевые проблемы, а педагог-дефектолог еще с детьми, имеющими и другие проблемы — с нарушением интеллекта, слуха, зрения, коммуникативности.

- С какими трудностями сталкивались в работе?

- Трудности были в том, что нормы детей для занятий — 12 человек, например, а нуждающихся в коррекции — в 5 раз больше.

- Бытует мнение, что речь у детей с каждым годом ухудшается. К примеру, 10-20 лет назад дети говорили намного лучше?

- Да, 10-20, а может, и 30 лет назад учитель-логопед работал с неговорящими детьми двухлетнего возраста. Не так давно пришла в группу вновь принятых детей на обследование речи, воспитатель сказала, что только одна девочка из группы говорит предложениями.

Современные дети живут в мире скоростей и огромного количества информации. А развитие речи в раннем возрасте происходит в предметной деятельности при участии и направлении взрослого, но бывает так, что общение ребенка со взрослым заменяется телефоном или телевизором... Еще могу добавить, что пища для детей раннего возраста — готовые пюре и кашки зачастую не позволяет лицевым мышцам развиваться активно.

- Какие наиболее частые проблемы с произношением у детей?

- Самой распространенной проблемой среди всех речевых нарушений является неправильное произношение одного или нескольких звуков — дислалия. У такого ребенка активный и пассивный словарный запас соответствует возрасту, он правильно строит фразы и предложения, слова согласованы по родам, числам, падежам.

Если же кроме дефектного произношения звуков есть другие нарушения, можно говорить об общем недоразвитии речи. У такого ребенка неразвитая связная речь, нарушения дифференциации звуков, словарный запас бедный, не соответствует возрасту, словоизменение и словообразование затруднено.

Реже встречается алалия — полное или частичное отсутствие речи.

Дизартрия — смазанная речь, как «каша во рту» — темп, ритм и интонация страдают.

Ринолалия — гнусавость в речи из-за анатомических дефектов или особенностей строения неба, носоглотки, губ. Нарушения темпа и ритма речи — очень быстро или очень медленно говорит, спотыкание, заикание. В начальной школе встречаются нарушения чтения и письма.

Дисграфия — замена и перестановка букв.

Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, окончаний слов, не понимает смысл прочитанного.

- Как вовремя увидеть эти расстройства?

- Чтобы вовремя обнаружить расстройство речи, надо с раннего возраста ребенка наблюдать, как он реагирует на голос мамы, петь ему, читать стихи и сказки, помнить, что каждый ребенок осваивает речь по-своему: кто-то быстрее, кто-то позже.

Внимание родителей очень важно. Если ребенок чувствует эмоциональную близость с родными людьми, у него образуется положительная самооценка, осмысление себя, желание говорить.

- Правда ли, что логопедическая проблема является проблемой после пяти лет, до этого логопеда лучше не посещать, к пяти годам все может решиться само собой? Это так?

- Многие специалисты считают, что ребенок в 3 года имеет словарный запас около тысячи слов, поэтому родителей должно насторожить, если малыш не понимает вашу речь, имеет малый словарный запас, когда близкие не понимают, о чем говорит ваш ребенок. Если у малыша 2-3 лет проблемы с жеванием твердой пищи — это тоже может насторожить родителей, как и обильное слюнотечение у ребенка, если все зубы уже прорезались. В возрасте от 3 лет гораздо легче и быстрее можно помочь развить речь ребенку, не надо ждать, что время пройдет, а в 5 лет малыш заговорит сам.

- Сейчас есть много различных медикаментов, которые выписывают плохо говорящим детям. По Вашему мнению, стоит ли «пичкать» детей лекарствами?

- Медикаменты очень важны и нужны, когда их после обследования назначил врач. Я уверена, что только врач может определить, скорректировать лечение при необходимости, а не соседка, которая своему ребенку давала какое-то лекарство. Другому ребенку оно может нанести вред при внешне похожих проблемах.

- Если у одного из родителей проблемы с произношением, могут ли они быть и у ребенка?

- Ребенок может подражать родителям или членам семьи, но речь по наследству не передается, могут быть особенности анатомического строения речевого аппарата.

- Подросток не выговаривает какой-либо звук, к примеру, «р». Можно ли научиться «рычать» в 15 лет, или уже поздно?

- Если подросток в 15 лет не произносит звук «р», то он должен получить консультацию стоматолога, ортодонта, хирурга, логопеда, проверить слуховой аппарат. Логопедический массаж языка, его механическая вибрация, артикуляционная гимнастика, регулярные занятия с логопедом могут дать положительный эффект.

- Все ли проблемы речи поддаются исправлению?

- Все проблемы речи поддаются исправлению, если регулярно посещать занятия со специалистами, выполнять все их рекомендации.

- Когда вести ребенка к логопеду просто необходимо?

- Если вы заметили у своего ребенка одну или несколько проблем, то нужно исключить нелогопедические проблемы. Проверить слух ребенка — аудиометрия. Невролог и дефектолог помогут уточнить сохранность интеллектуальных процессов. Психолог и психиатр установят или исключат расстройства аутистического спектра и другие эмоционально-коммуникативные проблемы. Коррекционно-логопедическая помощь может потребоваться и такому ребенку, она будет вестись параллельно с другими направлениями комплексной психолого-педагогической работы.

- Расскажите, пожалуйста, какие-нибудь легкие упражнения для развития речи, которые могут выполнять дети дома вместе с родителями.

- Нужно с первых месяцев говорить с малышом. Все потешки, щелкать языком, читать, песенки петь, сказки рассказывать и беседовать с ребенком.

Не обязательно нужны специальные занятия — их специалисты проведут сами. В повседневной жизни можно развивать мелкую моторику, например, на кухне — игры с водой, переливания, с губкой, разные предметы, что тонет, что плавает. Про все проговаривать при этом вслух, учить ребенка слушать и слышать — как звучит вода, как шумит чайник и др.

А на праздниках домашних можно играть в игру «Угадай, чей голосок?». Все встают в кружок, в центре один ребенок, все остальные идут по кругу и поют или говорят: «Вот построили мы круг, круг, круг, повернулись разом вдруг, вдруг, вдруг, только скажем: «Чок, чок, чок» (кто-то в кругу один говорит), угадай, чей голосок?» Если ребенок угадал, кто говорил, меняются местами.

Можно играть со звуками — назови все предметы со звуком «а» (любой можно), например — диван. Играть можно на приз с фантами.

- Ваши советы родителям?

- Не сравнивайте своего ребенка с соседским или братом, сестрой.

Сами говорите правильно. Не заставляйте ребенка говорить, играйте с ним, поощряйте, не «сюсюкайте», читайте, пойте, разговаривайте во время всех видов деятельности — на прогулке, при одевании и др. Помогайте ребенку обогащать свою речь новыми словами. Терпения и удачи!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22