Меню
12+

ЧАСТВЭСТ.РФ

26.11.2021 10:52 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Встречая в жизнь

Автор: Марина Дорофеева

40 лет назад женщины рожали в районе почти каждый день

-Первые в своей жизни роды я принимала одна в Бабкинской участковой больнице. И проходили они очень сложно. Мне помогала медсестра Нина.

Младенец, появившись на свет, не кричал, не дышал, весь в крови. Это было очень страшно и волнительно. Реанимировать его не получалось.

Недолго думая, я практически на автомате скинула с себя маску и с силой вдохнула ему в ротик воздух. Легкие, видимо, расправились и малыш задышал. Слава Богу, всё обошлось хорошо...

Лидию Болотову знает почти каждая мама района старше тридцати. Она приняла на свет сотни частинских ребятишек, которые уже сами стали родителями. В свое время она принимала роды почти каждый день, а как-то был такой поток рожениц, что она не спала три ночи, пока... не упала без сил.

На фото:

Лидия Болотова, Анатолий Болохов, Татьяна Трудова.

Помимо своей и общественной работы, она являлась членом товарищеского суда при ЦРБ, была безвозмездным донором. Активно участвовала в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности, в конкурсах профессионального мастерства. За хорошие показатели в работе, большую общественную активность ее портрет был помещен на районную Доску почета как лучший медицинский работник.

На фото супруги Лидия и Виктор Болотовы с сыном Андреем и свекровью Клавдией Ивановной

40 лет назад женщины рожали в районе почти каждый день

-Первые в своей жизни роды я принимала одна в Бабкинской участковой больнице. И проходили они очень сложно. Мне помогала медсестра Нина.

Младенец, появившись на свет, не кричал, не дышал, весь в крови. Это было очень страшно и волнительно. Реанимировать его не получалось.

Недолго думая, я практически на автомате скинула с себя маску и с силой вдохнула ему в ротик воздух. Легкие, видимо, расправились и малыш задышал. Слава Богу, всё обошлось хорошо...

Лидию Болотову знает почти каждая мама района старше тридцати. Она приняла на свет сотни частинских ребятишек, которые уже сами стали родителями. В свое время она принимала роды почти каждый день, а как-то был такой поток рожениц, что она не спала три ночи, пока... не упала без сил.

И сегодня признается:

- У меня был девиз: только честно, только хорошо делать свою работу.

Она — одна из самых заслуженных акушеров района, отдавшая любимому делу более трех десятков лет.

26 ноября у Лидии Антоновны юбилей — 70 лет! А 28 ноября — День матери.

По мнению Лидии Антоновны, жизнь бессмысленна, если не для кого ее жить. Бог создал человека для счастья, для любви и главную, самую мощную любовь заложил к детям.

В девичестве «немка»

Родители Лидии Антоновны репрессированные из города Энгельса, по национальности они немцы. В девичестве у Лидии была фамилия Герклец. В 1941 году, когда немцы подошли к Москве, им дали приказ в течение суток собраться и покинуть город.

- Маму на товарном вагоне отправили в Красноярский край, а папу — в Соликамский. В то время у них было трое детей. Маму вместе с малышами поселили в пустой дом, где были только полати, солома и печка. Был сильный холод и голод, дети не выжили.

По окончании войны мама из Красноярска приехала в Соликамск, отец работал в леспромхозе, это 15 км от города, и чтобы не ездить каждый день, они переехали в село Тюлькино. Здесь родились я, мои сестры и брат. Мама работала в аптеке. Папа занимал руководящую должность в лесном хозяйстве. Зарплаты у родителей были хорошие, жили мы благополучно. Было большое хозяйство: корова, поросята, куры, овечки. Проблем с пищей или деньгами не знали. Мама очень хорошо шила, обшивала не только нас, но и брала заказы.

Семья у нас была очень дружная, родители не пили, не ругались, я вообще не понимала мат, это до сих пор для меня неприемлемо. Мы часто путешествовали, ездили отдыхать.

В песцовой шапке по глине

После окончания средней школы Лидия мечтала поступить в фармацевтический институт, но не прошла по конкурсу.

- Конкурс был очень большой и баллов немного не хватило. И я с этим же результатом перевелась в Березниковское медицинское училище, акушерское отделение, — рассказывает Лидия Антоновна.

По распределению Лидия попала в Частые. В апреле 1974 года прилетела сюда на самолете, раньше они летали каждый день. Из Перми в Частые дорога занимала 20 минут. Аэродром находился, где сейчас расположен поселок Юго-Западный.

- Надо было спускаться в село, дорога, конечно, не асфальт, но более-менее нормальная, а вот когда вышли на улицу Советскую — это было уже что-то, я не знала, как добраться до места. Снег почти растаял, стояли лужи и было очень грязно. Дорога просто мягкая глина. А я была одета в пальто с песцовым воротником, песцовую шапку и белые импортные сапоги на каблуках.

Деревянное двухэтажное здание больницы стояло на берегу Камы, потом его переделали в училище.

Главным врачом в то время был Анатолий Иванович Болохов, акушер-гинеколог.

- Он сказал: «Очень хорошо, что Вы приехали, но вакантных мест в Частых нет» и отправил меня в д. Мостовая.

Так началась ее трудовая жизнь акушеркой на ФАПе, где не было никаких ей привычных удобств. Даже таких элементарных вещей, как радио.

- Телевидение было, но передачи все на удмуртском языке. Но мы не скучали, молодежь сплоченная, общественники, комсомольцы.

Молодежи не выдавали паспорта, чтобы они не уехали в город

Через год Лидию перевели в Бабку на ставку акушера.

- Если честно, я долго привыкала к Частинскому району. Ведь здешний уровень жизни сильно отличался от того, где я жила. У нас поселок был богатый, там занимались в основном лесом, в магазинах все больше импорт. Здесь сельскохозяйственное производство, люди жили очень скромно, даже в телогрейках-фуфайках ходили, для меня это было как-то дико.

Когда приехала в Бабку, очень удивило, что у ребят не было паспортов, хотя им по 18-20 лет. Оказалось, чтобы молодежь не уехала из колхоза, у них забирали документы и выдавали справки.

«Я не спала три дня, принимая роды...»

- В Бабке я работала акушеркой и на скорой. Женщины в районе рожали почти каждый день. Однажды три ночи подряд я глаз не сомкнула, роженицы шли друг за другом. После третьей ночи у меня случилось переутомление, перед глазами все поплыло, я дошла до общежития, упала и встать не могла, а надо было на работу идти. Анна Михайловна Коржина, заведующая, разрешила мне 2-3 часа поспать. В Бабке мне очень нравилось, там были замечательные люди, работящие, активные, непоседы. Мы занимались разной общественной работой.

Еще через год появилось место в Частинском роддоме, и Лидию перевели сюда. Вскоре она вышла замуж за местного парня Виктора Болотова, который работал водителем в больнице — возил главврача. Через девять месяцев у молодой пары родился сын Андрей.

Сутками работать уже не было возможности. Из роддома Лидию Антоновну перевели в смотровой кабинет на должность акушерки, которую она занимала 10 лет. Затем в кабинет женской консультации, где Лидия Антоновна проработала до 58 лет и вышла на пенсию.

- Помимо своей работы, было очень много общественных нагрузок. Одно время я была старшей по поликлинике, трудилась аптечной медсестрой. После работы ездила в аптеку, получала медикаменты, вечером приходили медсестры, выдавала им препараты.

«Я 10 лет работала одна на полставки там, где сейчас трудятся несколько человек»

Было очень тяжело совмещать работу в женской консультации и аптечной медсестры. К тому же у меня был маленький сын и пожилая мама 80 лет, которая жила с нами. Через год я отказалась от аптеки, но на меня опять же навесили отдел кадров. Сейчас там трудятся несколько человек, а в то время я работала одна на полставки 10 лет.

В больнице был довольно большой состав, трудилось около 300 медицинских работников. Функционировали отделения: гинекология на 15 человек, роддом, терапия на 30 человек, детское отделение, хирургия, отдельное здание инфекционного отделения. Врачей около 30 человек практически всех специальностей: от лора до невропатолога, делали функциональную диагностику сердца.

- Сейчас ни в одной из периферий нет стационара, женщины не рожают даже в Частых. Я считаю, что роддом в таком большом районе, как наш, должен быть. Раньше ведь со всеми осложнениями при беременности лечили, готовили к родам и помогали малышам появиться на свет. Все было хорошо...

За свою трудовую деятельность Лидия Антоновна поработала с 12 гинекологами.

- С врачами жили очень дружно. Вообще люди были доброжелательные, выручали друг друга безвозмездно. Просто ностальгия берет по Советскому Союзу. Сейчас такого нет. Люди поменялись, настал уже не социализм, а капитализм. Все в основном говорят, что это не их работа... Со временем поменялись и порядки, работать стало тяжелее в плане письменных отчетов, в последние годы у меня было около 20 журналов к заполнению каждый день. Больше писанины и меньше внимания уделяется больным.

Раньше врачи принимали всех до последнего пациента

По мнению Лидии Антоновны, раньше медицина была более доступна, если человек заболел, он приходил без записи, и сколько бы людей ни было, он всегда попадал на прием, потому что принимали всех до последнего пациента в порядке очереди. В Пермь отправляли тоже по направлению, там так же через регистратуру проходили без записи, и медицина была полностью бесплатная.

Из лучевого метода исследования был только рентген. Болезни больше определяли по анализам, хорошо прослушивали, простукивали.

- Я не говорю, что сейчас медицина стала хуже, наоборот, с появлением современной техники — УЗИ, МРТ, томография и т.д. — болезнь можно обнаружить на начальном этапе и вылечить полностью — это большой прогресс. Хочется только, чтобы наша больница работала в полную укомплектованность и силу, как раньше.

Только честно, только хорошо!

Большую часть моей жизни занимала работа.

Когда сыну исполнилось 2 месяца, я сразу вышла на работу. Домой ходила кормить и обратно. С Андреем сидела бабушка Клава. Потом, когда сыну исполнилось 6 месяцев, мы его отправили в ясли. Приходилось крутиться между работой, ребенком и домом.

У меня был такой девиз: только честно, только хорошо делать свою работу.

И это действительно было так. Лечить и следить за здоровьем мамочек, за здоровьем будущих малышей очень непросто. После рабочего дня в любую погоду она проводила патронаж на дому. Для каждой женщины находила теплые слова. Ни безразличия, ни раздражения, несмотря на усталость и огромную нагрузку. Вот за эту щедрость души, внимание, доброту и заботу пациентки до сих пор благодарны Лидии Антоновне.

Уважают ее и коллеги. Администрация больницы неоднократно поощряла ее за безупречный, добросовестный труд. А в 1997 году была объявлена благодарность от Министерства здравоохранения РФ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

42