Меню
12+

ЧАСТВЭСТ.РФ

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Я счастливый и... морально обеспеченный!»

Автор: Марина Дорофеева

Фахраддин МАСМАЛИЕВ:

(фото на родине)

«Сейчас мы только раз в 2-3 года ездим в Азербайджан. Но дом наш давно — Частые. Я уже прожил здесь большую часть свой жизни

Как-то в Перми меня подвозил один таксист. Родом он был из Азербайджана. Мы разговорились, и он выдал интересную вещь.

- Я знаю, откуда у вас в России проблемы. Вы не слушаете и не учите детей чтить и уважать старших. Вот у нас в Азербайджане, если отец показал на пластмассу (таксист выразительно постучал по панели автомобиля) и сказал, что это камень, а не пластик, он будет прав. И я не посмею с ним спорить. Просто потому, что он отец, он старше. Так, значит, так. И этим всё сказано. Нет споров — нет ругани, нет проблем.

А вам не кажется, что в этом что-то есть? И, может быть, нам, русским, не помешало бы поучиться кое-чему у братьев по СССР. Тем более если они — россияне.

«Нас уже считают чужими в Азербайджане, потому что всю жизнь мы прожили в России. И здесь мы вроде как чужие, потому что не русские», — говорит Фахраддин МАСМАЛИЕВ.

Семья Масмалиевых в Азербайджане

Диана в Чехии

Людмила Масмалиева с дочерьми Дианой и Лейлой на сплаве этим летом.

Как-то в Перми меня подвозил один таксист. Родом он был из Азербайджана. Мы разговорились, и он выдал интересную вещь.

- Я знаю, откуда у вас в России проблемы. Вы не слушаете и не учите детей чтить и уважать старших. Вот у нас в Азербайджане, если отец показал на пластмассу (таксист выразительно постучал по панели автомобиля) и сказал, что это камень, а не пластик, он будет прав. И я не посмею с ним спорить. Просто потому, что он отец, он старше. Так, значит, так. И этим всё сказано. Нет споров — нет ругани, нет проблем.

А вам не кажется, что в этом что-то есть? И, может быть, нам, русским, не помешало бы поучиться кое-чему у братьев по СССР. Тем более если они — россияне.

«Нас уже считают чужими в Азербайджане, потому что всю жизнь мы прожили в России. И здесь мы вроде как чужие, потому что не русские», — говорит Фахраддин МАСМАЛИЕВ.

Он живет в Частых уже больше 30 лет. Построил тут дом, здесь родились двое его младших детей, раскрутил бизнес — сейчас у него два магазина в Частых. Многие знают, уважают и любят его: за добрый нрав, деятельный характер и... он теперь уже такой НАШ, частинский, хоть и из Азербайджана.

Потому что в России люди разных национальностей могут спокойно жить и работать, быть нашими друзьями.

В Частых предприниматель Федор Масмалиев проживает уже почти 30 лет. У него трое детей, свой дом и бизнес — два магазина.

По национальности Фахраддин Алиханович (или Фёдор, на русский манер) азербайджанец, родом из Армении. В 1987 году после окончания школы поступил в Краснодарский медицинский институт, но через два месяца его отчислили за драку.

- Заступился за земляка, в итоге его оставили, меня отчислили, — смеется несложившийся врач, но зато состоявшийся предприниматель Масмалиев.

Федор отслужил в армии, снова приехал в Краснодар, занялся бизнесом типа «купи-продай». В 1993 году познакомился с будущей женой Людмилой, родом она из Киргизии, училась в институте.

- Вскоре мы стали жить вместе. Через год Людмила забеременела, и мы уехали в Азербайджан, справили свадьбу. До родов я решил оставить жену под присмотром у родителей.

У отца была мечта, чтобы я выучился, получил хорошее образование. И у нас на свадьбе как раз был его друг, который рассказал, что его сын Афиз Гасанов учится в Пермском университете. Папа посоветовал мне поступить туда же.

После рождения старшего сына Вагифа Людмила вернулась в Краснодар, а я приехал в Пермь и поступил в госуниверситет на юридический факультет.

Правда, хотелось обмануть отца, сказать, что не поступил в институт, и уехать в Краснодар, где мне очень нравилось. Но я не смог.

Афиз жил в Частых, как-то я приехал к нему в гости и увидел Каму на въезде в Частые. Красота такая! Я до осени купался каждый день. В общем, место меня очень впечатлило. Я приехал сюда, снял квартиру и привез жену с сыном. Вагифу в то время было 3 года.

«Уважаем традиции и мусульман, и христиан»

По словам Федора, приехал он в район с большими деньгами, заработанными еще в Краснодаре, но неудачно вложился и все потерял.

- Тяжело было первое время. Жили на съемной квартире. Помню, денег даже на еду не было. Молоко покупали и вермишелевый суп варили. Я не забываю плохое, это помогает не расслабляться...

Нужно было как-то вставать на ноги. Я продал 2-комнатную квартиру в Баку, на вырученные деньги закупил два вагона гречки и подсолнечного масла в Краснодаре. Привез сюда, продал. Потом доски начал возить из Частых в Казахстан, Самару и т.д. Потихонечку поднялся. Поставил пилораму, начал заниматься лесом, потом открыл свои магазины. Купили участок земли, построил дом.

Здесь родились мои дочери — Диана и Лейла. Частые для нас — вторая родина. Мы уважаем и почитаем традиции как христиан, так и мусульман.

«ОТМЕЧАЕМ ПРАЗДНИКИ И ИСЛАМСКИЕ, И РУССКИЕ!»

По словам Федора, он не очень верующий человек, хотя практически все праздники исламские и русские их семья отмечает. К примеру, Новый год празднуют и в январе, и в марте (по восточному календарю — Навруз).

- Я что видел, то и взял от родителей, они тоже особо верующими не были. Не придерживались многих традиций, например, таких как — сперва кушают мужчины, уходят, потом садятся женщины. Некоторые и до сих пор так делают. А у нас папа всегда говорил: «Садимся все вместе, это моя семья и мы все равны».

В нашей семье все любят мясные блюда. Помню, после армии шурин попросил свинину привезти. Я из Краснодара килограмма 2 привез. Жарим ее на кухне, мама понюхала: «Что жарите?» Говорю: «Соловья жарим, мясо привез птичье». «Какое птичье?» — окно открыла, с 3 этажа сковородку выбросила. «Иди, — говорит, — покупай мне сковороду». Что-что, а свинину она, как настоящая мусульманка, не ела.

«Как вложишь в детей, такой и отдача будет»

- Людмила приняла ислам давно, добровольно, без принуждения, сама этого захотела. Семья не должна быть смешанной, когда одна голова тянет в одну сторону, другая — в другую. Главная обязанность жены в любой вере — это домашний очаг и дети.

Люда замечательно с этим справляется. Хорошо воспитывает детей, сын окончил школу на 4 и 5, дочери отличницы.

Младшая Лейла, как и старшая Диана, растет шустрой, дополнительно учится на онлайн-курсах программирования, ходит на английский язык, на тхэквондо, занимает призовые места. В детей надо вкладывать, чтобы росли умными и могли занять достойное место в социуме.

Наши дети нас уважают. Так и должно быть. В воспитании многое зависит от родителей. Как вложишь в детей, такой и отдача будет. Необязательно наказывать ребят, чтобы они поняли простые вещи, такие как уважение, сострадание, честность. Нужно говорить и показывать это на деле, уделять им больше времени, разговаривать обо всем, чтобы ребенок мог доверять и знать, что в семье его всегда выслушают и поддержат.

У меня уже нет родителей, но даже сейчас, если бы отец мне что-то сказал сделать, я бы никогда не ослушался.

«Пока учится - никаких развлечений и замужества!»

Сейчас Диана учится в Праге в государственном техническом университете на программиста. Ей очень нравится, планирует остаться там жить. Она сама выбрала свою судьбу. Захотела уехать в другую страну. Я долго не соглашался, но все же мы пришли к компромиссу, договорились, что пока учится — никаких развлечений и замужества.

Вагиф учится в Ижевском госуниверситете на юриста, пока взял академотпуск, раскручивает бизнес.

Я отдал сыну магазин «Добрыня», сейчас он там продает запчасти. Живет в гражданском браке с девушкой Аней. Хотели в Азербайджане свадьбу сыграть, но пока из-за пандемии не получается. Здесь у нас родни нет, а там человек 500 поздравить придут.

Азербайджанцы более дружный народ, все готовы помочь друг другу, на большие события обычно совместно готовят стол. Приедешь туда, брат говорит: «Мой дом — твой дом, живи сколько хочешь».

«Нас считают чужими и в Азербайджане, и здесь»

Мы раз в два-три года ездим в Азербайджан, село Бановшали (в переводе «цветочное»), отдыхать. Там места красивые, даже в небольших деревушках проложен асфальт, обустроены парки, чистота. Там люди любят работать...

Может, я и хотел бы сейчас туда вернуться, но возможности нет. Земля там стоит дорого. Года два назад сотка земли в хорошем месте стоила 700 долларов, но строиться там дешевле, чем здесь. Квартира стоила от 100 тыс. долларов. Люди переезжают, чтобы улучшить жизнь, а не наоборот.

Частые я тоже люблю. Здесь родились и выросли наши дети, есть бизнес — не бросишь же это все. Да и в Азербайджане нас уже считают чужими, потому что всю жизнь прожили в России, но и здесь чужие, потому что нерусские.

По словам Федора, сейчас он с утра до вечера работает, ни на что другое времени не остается.

- Раньше спортом занимался, года полтора увлекался рыбалкой и охотой, но понял, что это не мое. В молодости планов много было, сейчас для меня самое главное, чтобы дети жили в достатке и были счастливы.

Деньги в жизни не главное, сегодня есть, завтра их нет, зато когда дети обустроены — это лучше, чем деньги. Как говорят, хорошее продолжение — это продолжение в детях. Нам на жизнь хватает, и слава Богу, с голода не умираем, но и не зажиточно живем. Да этого и не надо, по крайней мере я этого не хочу. И так считаю себя счастливым человеком, даже не материально, а морально обеспеченным.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28