Чтобы дети умели читать
Раньше Ирина Куликова учила только частинских ребятишек, а сегодня у нее учится ребятня из Нижнего Новгорода, из Архангельска и даже из-за границы — Франции, Финляндии.
Ирина Викторовна отдала школе и педагогике в Частых больше 20 лет.
А в феврале этого года уволилась из школы, прошла курсы повышения квалификации и с марта с удовольствием проводит уроки скорочтения с ребятами от 4 до 12 лет. Занятия ведутся как очно, так и онлайн.
- Ирина Викторовна, что сподвигло Вас уйти на удаленку?
Раньше Ирина Куликова учила только частинских ребятишек, а сегодня у нее учится ребятня из Нижнего Новгорода, из Архангельска и даже из-за границы — Франции, Финляндии.
Ирина Викторовна отдала школе и педагогике в Частых больше 20 лет.
А в феврале этого года уволилась из школы, прошла курсы повышения квалификации и с марта с удовольствием проводит уроки скорочтения с ребятами от 4 до 12 лет. Занятия ведутся как очно, так и онлайн.
- Ирина Викторовна, что сподвигло Вас уйти на удаленку?
- Во время пандемии мы все сначала пережили дистанционное обучение. После него уйти на удаленку было не так страшно. Решила найти себя в деятельности, которая мне близка по духу.
Наверное, каждому хочется иметь полное моральное удовлетворение от того, что ты делаешь. Современная школа — это далеко не творческий процесс, учителя стали настолько зависимы от бумажной работы, что творчества там осталось минимум.
Даже некоторые взрослые читают по слогам.
- Почему выбрали именно скорочтение?
- Потому что дети не умеют читать. И это известно не только родителям, учителям, которые непосредственно работают с ними, но и я, будучи завучем, это видела. Да что говорить о детях, если некоторые родители сами читают по слогам. И почему мы решили, что если ребенок знает буквы и умеет их складывать, значит, он умеет читать? Уметь читать — это не только произносить то, что написано, это еще и понимать текст, а этому теперь надо учить.
На занятиях для младших школьников мы максимально увеличиваем скорость чтения — это как раз то, что необходимо нашим детям при выполнении контрольных работ, ОГЭ, ЕГЭ, когда на задание дается определенное время. Чем быстрее ребенок прочитает и поймет задание, тем быстрее сможет его решить.
- Расскажите об этой системе и как Вы ее выбирали?
- Это методика Регины Каримовой. Она предполагает обучение детей от 4 до 12 лет, подростков и взрослых. Сейчас я прохожу курсы по повышению квалификации и примерно с нового года планирую набирать группы подростков и взрослых.
- Сколько нужно занятий, чтобы научить ребенка быстро читать? И сколько такое удовольствие стоит?
- Полный курс рассчитан на 8 месяцев. Базовый курс длится 4 месяца — это 32 занятия. В зависимости от возраста занятие длится от 60 до 90 минут.
До декабря стоимость занятий была от 500 рублей за 30 минут.
В преддверии Нового года провожу акцию «Тем, кто запишется в декабре, в подарок две недели бесплатных занятий для второго (младшего) ребенка».
- Итого — больше 30 тысяч на то, чтобы научить ребенка читать? Но ведь мы и так все этому учились в школе. Почему в школе не учат по этой методике?
- Поверьте, заинтересованные родители тратят на своих детей в разы больше! Кроме того, скорочтение не входит в общеобразовательную программу.
- За это время ребенок полностью осваивает программу?
- Ко мне приходили дети, которые читали по слогам, а это 3-4 класс. Уходили они, подняв свою скорость чтения максимум на 200 процентов, минимум на 50. Программа построена так, что невозможно не начать читать. У меня был ребенок-детсадовец, который не знал буквы, через 2 месяца мы спокойно начали читать.
- Проще обучать детей, которые еще не умеют читать?
- Проще обучить того, кто хочет начать читать. От мотивации ребенка зависит результат. Не будет мотивации — не будет результата, и родители это должны понимать. Поэтому перед тем, как начать обучение, я всегда спрашиваю ребенка, хочет ли он учиться, нужно ли ему это.
У меня есть пробный урок, он бесплатный. Кто планирует начать обучение, пусть приходит на пробники, посмотрит, как мы работаем, сколько делаем, а потом решает, надо ему это или нет.
«У меня забиты все дни»
- У Вас ребята только из района? И как вообще ведутся онлайн-занятия?
- Нет. У меня есть дети из Нижнего Новгорода, из Архангельска, есть из-за границы: Франции, Финляндии — это русские дети.
Пока у меня забиты все дни. На индивидуальные занятия максимум в день я могу принять двоих детей. Для онлайн-занятий нужен хороший интернет. Уроки веду в Zoom, Skype и на специальной платформе, кому как удобно.
- Сколько детей у Вас обучается?
- В данное время — 11 ребят. По сути, учеников может быть сколько угодно, если это будут групповые занятия, потому что с группой до 15 человек вполне можно работать, и результаты будут такими же, как при индивидуальном обучении.
- Вы сказали, что помимо основной задачи — увеличение скорости чтения — идет и общее развитие. В каком плане?
- На занятиях много заданий на развитие различных видов памяти: зрительной, наглядно-образной, слуховой и т.п. Очень модны сейчас нейроупражнения. Они помогают формировать новые нейронные связи. Конечно, нейронные связи устанавливаются при любом обучении. Приобретая какой-либо навык, мозг учится работать по-новому, появляются новые нейронные связи. Мы с ребятами тоже занимаемся подобными упражнениями. Например, говорим скороговорки (нам это надо для развития артикуляционного аппарата) и одновременно показываем движения руками разной сложности. Раньше более простые упражнения назывались «пальчиковая гимнастика» — развивали мелкую моторику у учеников начальных классов. В старших классах ими почему-то уже не пользуются, а зря. Такие упражнения развивают познавательные способности, межполушарное взаимодействие, нейронные процессы, речь в любом возрасте.
- Всегда было интересно, как читать по диагонали, это же не весь текст воспринимается?
- Это методика. Порядка 70 процентов информации в тексте, который вы читаете — это не суть. Это связки, эмоции, а суть действительно можно уловить, именно читая по диагонали.
Дети в интернете
- Помимо скорочтения, чем еще занимаетесь?
- Занимаюсь обучением чтению детей от 4 лет, которые еще не умеют читать. Сразу учимся этому быстро, красиво и интересно. Плюсом еще идет подготовка к школе. Обучение проходит по полчаса в игровой форме два раза в неделю. Читать начинаем через два месяца. В идеале занятия проходят год.
Хочу сказать, что по роду своей деятельности я сталкивалась с различными рисками для детей. И понимаю, что грозит нашим детям в интернете, если они там останутся без присмотра.
И в то же время, зная детскую психологию, я понимаю, что дети ищут в соцсетях. Как и любой человек, они хотят себя проявить, просто не знают, как это сделать. Если взрослые знают, что такое хорошо и что такое плохо, то дети это понимают не всегда, и поэтому лучше их учить там, где они сидят — в интернете. По крайней мере они сами туда приходят, и я точно знаю, чему их учу, и могу на сто процентов заявить, что это никогда не навредит ни одному ребенку.
ДОСЬЕ
Ирина Куликова родом из Красновишерского района. После окончания пединститута работала у себя на родине учителем начальной школы.
После переезда работала в Частинской средней школе заместителем директора по воспитательной работе и социальным педагогом. За этот период получила еще два высших образования по специальностям: «социальный педагог» и «менеджер образовательных организаций». Замужем. Имеет двоих дочерей.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.