Спасает совмещение?..

05.10.2019 Просмотров: 228
Рубрика: Образование

Оценить:
Алина Еговцева на данный момент самый «свежий» педагогический кадр района. В 2018-м она вернулась в родную частинскую школу уже в качестве учителя начальных классов. Пока ее устраивают и зарплата, и работа. Уходить никуда не собирается. «Самое сложное в моей работе, - говорит Алина Сергеевна, - заинтересовать детей, создать мотивацию. А самое приятное - получать от детей отдачу в виде искренних эмоций...»

Весной этого года министр просвещения Ольга Васильева сообщила о дефиците школьных педагогов в стране.

В России сегодня работают 1,3 млн учителей. К 2020 году нехватка педагогов достигнет 180 тысяч человек. 

В нашем районе официально как такового дефицита кадров не отмечается. Но в основном это, наверное, благодаря так называемому  внешнему  и внутреннему совместительству. Учителя вынуждены «набирать часы», чтобы как-то выжить.

Что такое внешнее совместительство?

Английский в Верх-Рождестве  преподает учитель из Бабки.

В Меркушах  учителем биологии работает  пихтовский педагог.

В Пихтовку преподавать географию ездит учитель из Меркушей.

В Шабурах химии и географии детей учат меркушинские педагоги.

 А в Частинской школе преподаватель технологии - работник из Суханово. 

И так, в целом, 19  педагогов района «подрабатывают»,  выезжая учить за пределы родной школы. 

Но если в таких разъездах по большому счету есть даже какие-то плюсы - и нехватка кадров покрывается, и учителя «набирают часы»,  то внутреннее совместительство у  некоторых родителей района,  прямо скажем, вызывает недоумение...»

(начало на стр.1)

 

Что значит внутреннее совместительство? Это когда  учитель преподает «неспецифический» для  себя предмет.

Так, в некоторых наших школах учитель физкультуры  ведет биологию и ОБЖ,

преподаватель трудов -  географию и ИЗО,

учитель иностранного языка  - историю,

а учитель начальных  классов - математику.

 И это далеко не все примеры «совмещения».

Не сказывается ли подобное совместительство на качестве обучения наших детей?

В управлении образования успокаивают: какой бы «неспецифический» предмет педагог не преподавал, он  в обязательном порядке  проходит переподготовку не менее 250 часов.

 

До школ «доходят»

 меньше  половины...

Однако, как бы там ни было, это однозначно говорит о проблеме кадров! Как в целом по стране, так и в отдельно взятом, нашем, районе.

Доля молодых педагогов в России составляет только 5,5%.

По словам министра просвещения Васильевой, ежегодно на бюджет в педагогические вузы поступают 73 тысячи человек, из них только 33-34 тыс. «доходят» до школ. Меньше половины!

За последние 5 учебных лет к нам в район пришли 11 молодых учителей. Из них на сегодня работают, не считая тех, кто в декретных отпусках, – 4 человека. Некоторые уходят, только-только начав работать.

 В этом учебном году в район не пришло ни одного нового педагога. 

 Почему?

По данным исследования РАНХиГС, 73% российских педагогов считают, что работать в школе стало труднее из-за сложностей в отношениях с детьми.

79,4% учителей пожаловались на бюрократическую нагрузку.

41% учителей сказали, что их работу усложнило введение единого и основного государственных экзаменов.

35% указали на трудности в отношениях с родителями учеников.

 11,1% пожаловались на необходимость постоянно использовать компьютерные технологии в обучении.

Более четверти педагогов не исключали, что сменят профессию в ближайшие годы.

 «На ставку есть нечего, 

на две - некогда»

По данным Росстата, в 2017 году учителя в России зарабатывали в среднем 34 921 рублей в месяц. 

В нашем районе средняя зарплата у учителей– 29 133, у воспитателей – 20 431.

 В принципе, для села, наверное, неплохо. Но, как и в целом по стране, за такие деньги учителю нужно «уработаться». 

«На ставку есть нечего, на две — некогда» — такая горькая поговорка ходит среди учителей, - пишут «Аргументы и Факты».

Если смотреть глобально, имеет место быть слишком сложный,  требующий огромной отдачи, времени, отчетности и ответственности труд за вполне так среднюю по российским меркам зарплату.

  Наверняка, если бы наши учителя зарабатывали, как, предположим, в Германии от 200 до 400 тысяч в месяц,   никакого дефицита у нас бы не было и в помине. А пока учителя вынуждены  «хвататься за ставки», чтобы просто выжить. Если бы же педагоги адекватно получали за адекватный труд, то наверняка и на дополнительные нагрузки в виде совместительства соглашались бы немногие. А тогда и «голод» на учителей увеличился бы в разы.

 

 Миллион  за переезд  в село 

В феврале этого года Владимир Путин поручил создать федеральную программу поддержки сельских педагогов «Земский учитель». Она должна быть запущена в 2020 году.

По планам педагоги, которые переедут (не менее чем на 5 лет) работать в малые города и сёла – с населением не более 50 тыс. человек, получат миллион рублей.

 Возраст учителей при этом будет неважен. 

Аналогичная программа для врачей «Земский доктор» работает с 2012 года. В 2017 году министр здравоохранения Вероника Скворцова говорила, что в программе приняли участие более 25 тыс. человек. 70% из них оставались работать на селе и после положенных 5 лет.

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)